Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
НЕЗАБАРОМ ПЕРЕКЛАД УКРАЇНСЬКОЮ БУДЕ ТУТ
Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
Автор: Санди Кинг
Оригинал статьи: http://unblinkingeye.com/Articles/PCat/pcat.html
Перевод: Daniel Zilbersheid
Количество страниц 1 2 3 4 5
Введение в теорию окрашивающего проявления.
Pyrocat-HD принадлежит к группе из нескольких пиро-проявителей, окрашивающих изображение. К этой же группе относятся проявители ABC, Rollo, PMK, и WD2D+. В отношении к этому классу проявителей фотографы традиционно делятся на два противоположных лагеря. Одни находят некие экстраординарные, даже волшебные качества у этих проявителей, рекламируя такие их выгоды по сравнению с обычными проявителями, как более выраженные краевые эффекты, улучшенная проработка деталей в светах и тенях, более высокое разрешение изображения и улучшенная структура зерна. Другие настаивают, что обычные проявители способны давать сходные результаты.
В этой статье будет рассмотрена история использования пиро-проявителей и проведён сравнительный анализ некоторых из используемых сегодня. Также будет приведена рецептура и детальные инструкции по приготовлению и использованию проявителя Pyrocat-HD, являющегося, по моему мнению, самым чистым в работе, дающего наиболее воспроизводимые результаты из всех пигментационных пиро-проявителей.
История использования пиро-проявителей
Все современные пигментационные проявители имеют в своей основе либо пирогаллол, либо пирокатехин (катехол) в качестве проявляющего вещества. Пирогаллол использовался как проявляющее вещество для серебряных фотографических пластин дольше чем любой другой органический агент. Введённый в практику Реньо / Regnault в 1851 году, он начал использоваться Фредериком Скоттом Арчером / Frederick Scott Archer в том же самом году для проявления его нового изобретения – мокро-коллоидных пластин. Он стал, бесспорно, самым популярным проявляющим веществом 19-го столетия и использовался всеми фотографами американского Запада для проявления влажных пластин, включая Уильяма Генри Джексона / William Henry Jackson, O'Салливана / T. H. O’Sullivan и Карлтона Э. Уоткинса / Carlton E. Watkins, которые работали с пластинами размером от 11¤14 до 18¤22 дюйма.
Пирокатехин, также называемый пирокатехол (или иногда просто катехол), был введён в практику в 1880 году, но так широко не использовался в Соединенных Штатах, как пирогаллол, несмотря на преимущества в устойчивости и надёжности.
После того, как приблизительно в 1910 году пирогаллол потерял свою популярность, он был в значительной степени заменён другими проявляющими веществами. Пирогаллол был широко известен как проявитель, который давал "сокращённое время промывки и более чёткое разделение тонов, чем любой другой проявитель" (1), и в то же самое время считался одним из самых гибких из всех агентов, способный давать негативы либо с высоким контрастом при высоких концентрациях, либо мягкие, тонкие негативы при большом разведении. Однако пирогаллол имеет множество отрицательных особенностей, из-за которых он потерял свою популярность. Он устойчив только в кислом растворе и быстро окисляется в растворах с высоким содержанием сульфита и/или карбоната. Во всех вариациях рабочий раствор быстро окисляется, а его срок полезного использования короток. Воздушное окисление в свою очередь приводит к высокой общей окраске. Что особенно важно, что интенсивность окраски изображения напрямую зависит от типа и интенсивности перемешивания, количества консерванта в проявителе, количества проявителя на единицу поверхности фотоматериала. Всем этим в совокупности очень трудно управлять. Наконец, когда пиро-агент – единственное проявляющее вещество в составе проявителя, это ведёт к значительной потере светочувствительности. В дни, когда наука уделяла гораздо меньше внимания проблемам проявления, чем сегодня, было очень трудно, если не невозможно, управлять всеми этими факторами и достигать повторяемых результатов с пиро-агентами. Использование рецептур без пигментации изображения устранило некоторые проблемы, создаваемые неравномерным окрашиванием, но с устранением окраски пропало и уникальное качество печати с этих негативов.
Использование окрашивающих проявителей в современный период
В течение нескольких десятилетий использование пиро-агента было продолжено прежде всего в классическом рецепте, известном как ABC. Формула ABC использовалась множеством фотографов Западного Побережья, включая Эдварда Уестона / Edward Weston и Морлей Баера / Morley Baer, и всё ещё используется сегодня Майклом Смитом / Michael Smith для контактной печати на AZO. Эта формула, как говорят, является самой трудоёмкой и непостоянной в работе из всех пиро-формул, но способной к превосходным результатам "несравнимым даже с большинством других формул, использующих пиро-агент, в плане тональной градации и тонкой проработки деталей в светах". (2)
Первым проявителем с пиро-агентом, разработанным для современных фотоплёнок, стал проявитель Джона Уимберли / John Wimberly WD2D, представленный в 1977 в журнале Peterson’s Photographic. Формула Уимберли, которая использует метол в комбинации с пирогаллолом, не снижает светочувствительности и даёт при печати намного более мелкое зерно чем старые составы типа ABC. Она всё ещё используется сегодня многими фотографами и доступна через Photographer’s Formulary (http://www.photoformulary.com/) в пересмотренной версии, известной как WD2D+.
Сегодня наибольший интерес для пользователей пиро-агента вызывает формула Гордона Хатчингса / Gordon Hutchings – PMK, впервые представленная публике в длинной статье в View Camera в сентябре/октябре 1991 и получившая дальнейшее развитие в The Book of Pyro, впервые изданной в конце 1991 года. Хатчингс описывает PMK как универсальный проявитель для современных эмульсий, используемый в разнообразных условиях, удобный в эксплуатации, и составленный таким образом, чтобы достигать максимальной окраски изображения при минимальной общей окраске. При проявлении в PMK желтовато-зелёная окраска изображения образуется в тех областях негатива, где образуется серебро, и эта окраска пропорциональна количеству этого серебра: меньше всего её в тенях, где плотности серебра невысоки, и больше всего в светах. Так как свет при печати с такого негатива реагирует на окраску, как на дополнительную плотность, суммарная плотность негатива получается равной плотности серебра плюс удельный вес окраски. В результате пигмент маскирует зёрна эмульсии, заполняя пространство между ними, что ведёт к увеличенной чёткости и улучшению тоновоспроизведения при печати. Этот эффект замечен на негативах всех размеров, но воздействие является особенно сильным на 35мм и катушечной фотоплёнке. Стив Сайммонс / Steve Simmons описывает этот эффект следующим образом: "Другими словами, это не общая окраска, которая действовала бы как вуаль, а окраска, которая действует как дополнительная плотность, и это увеличение плотности расширяет тональную шкалу. Следовательно, высокие плотности, сформированные серебром, более тонки чем при проявлении в обычном проявителе, а окраска добавляет им плотности до нормы. Эти «более тонкие» высокие плотности негатива могут произвести чудесно ясные тонкие тональные переходы при печати, недостижимые при обычном проявлении" (3).
В последние годы были представлены еще три пигментационных проявителя: Rollo Pyro или ABC+, Diaxactol, и Pyrocat-HD. Rollo Pyro был разработан в 1997 году Харальдом Лебаном / Harald Leban как ABC+, но продаётся сегодня Photographer’s Formulary как Rollo Pyro. Rollo Pyro – очень энергичный проявитель, который проявляет быстро, до приблизительно половины требуемого времени для PMK. Он хорошо работает при обработке с ротацией, производя низкую общую окраску и приводя к повышению светочувствительности, подобно PMK.
Diaxactol – проявитель на базе пирокатехина, разработанный Барри Тортоном / Barry Thornton (http://www.barry-thornton.co.uk/) и продаваемый как собственная формула Photographer’s Formulary . Используется в основном как двухрастворный проявитель.
Pyrocat-HD был разработан автором и опубликован в 1999 году в статье, изданной в Post-Factory Photography. Пересмотренная формула доступна в сетевом журнале Unblinking Eyeс 2000 года, и проявитель также доступен как комплект от Photographer’s Formulary в Соединенных Штатах и от Lotus Camera (http://www.lotusviewcamera.at/) в Европе. Pyrocat-HD, как и Diaxactol, основан на пирокатехине, но содержит также некоторое количество фенидона, являющегося наилучшей добавкой к пирокатехину.
Преимущества пигментационных проявителей: некоторые предположения и факты
Выводы, сделанные сторонниками пигментационного проявления основаны на эмпирических исследованиях и на теоретических заключениях. Наиболее важные из них следующие:
- Так как количество пигмента в фотослое пропорционально серебряной плотности, то его окраска маскирует серебряное зерно. Таким образом улучшается тональность изображения и уменьшается зернистость, особенно заметная в светах.
- Разделение тонов, резкость и чёткость увеличены, потому что пиро-проявитель даёт более явные краевые эффекты, чем другие проявители. Это происходит вследствие того, что продукты окисления пиро-агента дубят желатину, что препятствует диффузии галоидного серебра в эмульсии в процессе проявления. Это и ведёт в свою очередь к повышению резкости в результате уменьшения эффекта рассеивания света в эмульсионном слое и снижения эффекта инфекционного проявления (распространения проявленного серебра вне точных границ изображения).
- При печати на бумагах с переменным контрастом, окраска, которая является всегда пропорциональной плотности серебра, функционирует как непрерывная переменная цветная маска, которая уменьшает контраст при печати, особенно в высоких плотностях. Это позволяет хорошо пропечатывать тени и средние тона, избежав при этом провалов в светах. Результат примерно соответствует тому, что можно получить, используя технику маскирования, сэкономив, тем самым, время, затрачиваемое на её проведение.
- Пигментационные проявители идеальны для фотографов, которым необходимы двухцелевые негативы, то есть негативы, которые хорошо печатаются на обоих типах обычной серебряной бумаги, а так же альтернативными процессами типа платины или палладия. Этого невозможно достичь, используя традиционные проявители, потому что для Pt/Pd требуются негативы намного большего диапазона плотностей, чем для серебряной бумаги. Пигментированный же негатив имеет два диапазона плотностей печати: один для сине-зелёного света, используемого для печати на обычную бумагу, и другой – для ультрафиолетового света, используемого с альтернативными процессами. При печати на бумагах с переменным контрастом, окраска, наиболее плотная в светах, сжимает тональную шкалу, действуя как непрерывный пропорциональный фильтр, что даёт возможность воспроизвести на бумаге больший диапазон плотностей негатива. С другой стороны, при альтернативных процессах окраска действует как очень эффективный ультрафиолетовый фильтр, увеличивая время экспозиции на целую ступень и повышая контраст, добавляя log0.30 плотности и более к вершине кривой. Результат состоит в том, что окрашенный негатив печатается под ультрафиолетовым светом с намного более высоким эффективным диапазоном плотностей чем на обычной бумаге. Этот факт был известен очень давно, поскольку мы можем прочесть о нём ещё в The Daybooks of Edward Weston (http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/0893814458/) , где он пишет во время своего пребывания в Мексике, что ожидает возможности напечатать свои негативы, проявленные в Pyro, либо в платине либо в серебре (4). Недавняя статья Боба Хербста / Bob Herbst в журнале View Camera для наилучшего понимания этого явления описывает его сенситометрическую основу (5).
Отрицательные стороны пиро-проявителей
Окрашивающие проявители не были приняты фотографическим сообществом в качестве универсальных по нескольким причинам: 1) пирогаллол – очень ядовитый химикат, 2) практическая сенситометрия с окрашенными негативами более сложна чем с традиционно обработанными негативами, и 3) многие фотографы просто не хотят признавать тот факт, что проявленные в пиро-проявителе негативы отличаются от других. Мы подробно рассмотрим каждое из этих возражений.
Токсичность
И пирогаллол и пирокатехин – очень ядовитые химикаты. Однако, первичной опасности для фотографов – попадания на кожу и вдыхания сухого порошка – можно легко избежать. Всегда используйте резиновые перчатки, обрабатывая форматную плёнку в кюветах, и готовьте растворы, содержащие пирогаллол и пирокатехин на открытом воздухе или под тягой. Следуя этим простым правилам, можно фактически устранить потенциальный риск для здоровья, связанный с использованием этих химикатов.
Сенситометрия
Воспроизведение плотностей с окрашенных негативов, которые состоят одновременно из серебряной плотности и из плотности окраски, сложнее прогнозировать, чем в случае с традиционно обработанными негативами. Визуально негатив, проявленный пиро-проявителем может выглядеть несколько плоским, но зрение в данном случае обманчиво, потому что окраска увеличивает эффективный (копировальный) диапазон плотностей негатива примерно от log0.30 до log0.50. К сожалению окраска не может читаться денситометрами, которые измеряют только белый свет. Для точного измерения плотностей окраски требуется цветной денситометр, установленный на синий канал – для печати на обычной бумаге, или UV денситометр – для печати любым альтернативным процессом. Некоторые чёрно-белые денситометры могут читать плотность окраски для обычной печати с соответствующим сине-фиолетовым фильтром поглощения типа Schott BG-28, 47, или 47B. При этом необходимо учитывать, что использование только синего канала денситометра с окрашенными негативами для печати на серебряных бумагах даст только приблизительные значения эффективной плотности. Это происходит вследствие того, что серебряные бумаги хотя и чувствительны прежде всего к синему свету, но также имеют значительную чувствительность к ультрафиолетовому, фиолетовому и зелёному свету. Следовательно, денситометр, который читает только в узкой синей полосе, не может её учесть. Проблема встаёт ещё более остро с бумагами переменного контраста, которые имеют, в дополнение к высококонтрастному синечувствительному слою эмульсии, ещё и низкоконтрастный слой, чувствительный к зелёным лучам.
Ситуация намного лучше в случае с альтернативными процессами, которые имеют максимум чувствительности в UV диапазоне. На практике, если имеется UV-денситометр – то он обеспечит очень точную индикацию фактической плотности печати с окрашенного негатива, независимо от цвета окраски.
Иллюстрация 1. Негатив JandC 200 проявлялся в Pyrocat-HD, 2:2:100
Иллюстрация 1 иллюстрирует множество важных фактов об окрашивающих негатив пиро-проявителях. Все три кривые сняты с одного и того же негатива. Для начала следует отметить различие по контрасту между тремя кривыми. Чёрная кривая основана на показаниях денситометра в визуальном (белый свет) канале и, таким образом, представляет фактически только серебряную плотность. Красная кривая основана на чтении синего канала, и включает плотность серебра плюс плотность окраски, что примерно соответствует печати на серебряной бумаге. Зелёная кривая основана на чтении в UV-канале, и показывает полную плотность – т.е. плотность, образованную серебром вместе с окраской, что примерно соответствует печати с помощью альтернативных UV-чувствительных процессов. Следует отметить, что окраска пропорциональна серебряной плотности, т.е. меньше всего её в теневых областях негатива, и больше всего в светах.
Количество страниц 1 2 3 4 5